МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МО "КИЗНЕРСКИЙ РАЙОН"Оценка эффективности муниципальных целевых программ
11.01.2011
Программа
Паспорт Программы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на модернизацию здравоохранения в МО «Кизнерский район». Программа разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач: 1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений. 2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение. 3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
На 01.01.2010г.население МО «Кизнерский район» составляло 20671 человек, из них 15661 взрослого населения, 5010 детей, 4868 женщин фертильного возраста, 12012 лица трудоспособного возраста. За период с 2005 по 2009 год население убыло на 1624 человека. Лечебно-профилактические учреждения района представлены центральной районной больницей, Бемыжской участковой больницей, двумя врачебными амбулаториями в д.Старая Бодья и с.Короленко и 24 фельдшерско-акушерскими пунктами. Радиус обслуживания – 60км, общая площадь больницы 5706,77кв.м. Средняя продолжительность жизни населения в районе на протяжении последних 5 лет ниже, чем по республике, в 2009 году она составила 65,0 (по УР – 67,). На сегодняшний день терапевтическое, хирургическое, инфекционное, детское отделения расположены в приспособленных зданиях, построенных в 60-х годах. Материально-техническое состояние практически всех зданий и сооружений больницы не соответствует строительным и санитарным нормам. Инфекционное отделение находится в аварийном состоянии, закрыто решением суда по требованию Роспожнадзора, Роспотребнадзора и переведено в Бемыжскую участковую больницы, расположенную в 25 км от ЦРБ. В связи с несоответствием гигиеническим требованиям при организации питания больным в лечебных учреждениях и требованиям Роспотребнадзора, Госпожнадзорра в 2005 году пищеблок МУЗ «Кизнерская ЦРБ» был закрыт. Администрация больницы была вынуждена разместить пищеблок на базе приспособленного нежилого деревянного здания (бывшего терапевтического отделения), 1962 года постройки. Левое крыло этого здания аварийное и запрещено к эксплуатации. В 2005 году проведен ремонт правого крыла здания, куда переведен пищеблок. Но согласно предписанию Роспотребнадзора, пищеблок не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (СанПиН 2.3.6-1079-01). Требуют капитального ремонта здания хирургического и терапевтического отделений, детского, родильного отделений и здание морга. Только Бемыжская участковая больница, построенная по федеральной программе уничтожения химического оружия в2003 году, типовая. Оборудование больницы с износом 75% и более составляет на 01.01.2010 года 84,8 %. Обеспеченность врачебными кадрами на 01.01.2010 года составляет 28,1 на 10000 населения, средними медицинскими работниками 101,1. В 2009 году 7 врачей с высшей и 1 квалификационными категориями перешли в Республиканскую больницу восстановительного лечения. В район требуются врачи – онколог, психиатр, эндоскопист, акушер-гинеколог, фтизиатр. В демографической ситуации в МО «Кизнерский район» отчетливо видны положительные сдвиги. Выросла рождаемость с 11,7 в 2005 году до 16,5 на 1000 населения в 2009 году. Показатель смертности населения хотя и остается выше, чем по Удмуртской Республике, также имеет положительную динамику: в 2005 году – 20,8, в 2009 – 17,2 на 1000 населения (по УР – 13,3). Увеличивается показатель естественного прироста населения района: 2005г – (-9,1), 2009г – (-0,7). Начиная с 2003 года в районе регистрируется высокая смертность населения трудоспособного возраста: 2003г – 9,8; 2004г – 10,6; 2005г – 10,4; 2006г – 9,9; 2007г – 9,5; 2008г – 9,6; 2009г – 10,1 на 1000 населения. В структуре смертности лиц трудоспособного возраста 1 место занимают болезни органов кровообращения 37,7;%). Большую лепту в смертность лиц трудоспособного возраста вносят внешние, неестественные причины смерти (36,1%). Неблагополучной в районе остается суицидологическая обстановка. 11,4% среди умерших в трудоспособном возрасте ушли из жизни добровольно. В 44% случаев смерти в трудоспособном возрасте прослеживается связь с длительным приемом алкоголя и его суррогатов. На территории МО «Кизнерский район» уровень общей смертности населения выше республиканского по классу «Болезни органов кровообращения» и по классу «Несчастные случаи, травмы и отравления». Показатель младенческой смертности не отмечается стабильностью: 2005г – 19,0; 2006г – 7,7; 2007г – 20,4; 2008г – 2,9; 2009г – 11,7 на 1000 новорожденных (по УР в 2009г – 4,9). Более 10 лет на территории МО «Кизнерский район» не было случаев материнской смертности. Ниже республиканского число абортов на 1000 женщин фертильного возраста (р-н 2009г – 25,5; УР – 40,4). Общая заболеваемость населения района с 2005 года существенно не изменилась (2005г – 1332,4; 2009г – 1454,8 на 1000 населения), что ниже, чем по УР (2009г – 1944,4). Выше республиканского показателя наркологическая заболеваемость, заболеваемость гонореей. Заболеваемость туберкулезом до 2008 года превышала эпидемический порог, в 2009 году заболеваемость всеми формами туберкулеза в района на 100тыс.населения составила 58,1 (по УР – 71,6). Высокой остается заболеваемость бациллярными формами туберкулеза. За период с 2004 по 2010 год коечная сеть района сокращена на130 коек. На сегодняшний день в районе развернуто 100 круглосуточных и 30 коек дневного пребывания в стационаре. Обеспеченность круглосуточными койками в районе составляет 48,4 на 10тыс.населения, что ниже, чем по УР и РФ. Показатель обеспеченности койками дневных стационаров – 19,8., что выше, чем по УР (2009г УР – 170). Показатели работы коек круглосуточного стационара: средняя занятость койки – 326,6; средняя длительность пребывания больного на койке – 11,3. Уровень госпитализации с учетом всех уровней в 2009 году составил 273,1 на 1000 населения. Анализ использования больничных коек в 2009 году показывает, что 20,09% больных получили специализированную медицинскую помощь в республиканских ЛПУ, для них было задействовано круглосуточно 40 коек, 7,4% получили стационарное лечение в близлежащих городах и районах, для них было задействовано 14 коек. 71,5% больных лечились в районе, для них требуется 139 коек. Одна койка в районе была занята круглогодично для оказания помощи больным из других территорий. Итак, для оказания стационарной помощи населению района должно быть развернуто 140 больничных коек. Фактически развернуто 100. Программа модернизации здравоохранения МО «Кизнерский район» должна быть направлена на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения района, на оснащение современным оборудованием, на приведение в соответствие потребностям коечного фонда круглосуточного стационара, снижение смертности трудоспособного населения, на реализацию мероприятий по борьбе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, наркологической заболеваемости, стабилизацию эпидситуации по туберкулезу, повышение удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи. Для решения этих задач необходимо внедрение современных информационных систем и оснащение учреждений здравоохранения района современной компьютерной техникой. Для полноценного осуществления вышеуказанных задач необходимо дополнительное финансирование. Существующие на сегодняшний день объемы финансирования из муниципального бюджета не позволяют в полном объеме обеспечить реализацию мероприятий Программы.
II. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений
Проведен анализ состояния материально-технической базы учреждения здравоохранения МУЗ «Кизнерская ЦРБ». На основе проведенного анализа cформирован перечень основных мероприятий по проведению капитального ремонта и реконструкции зданий, сооружений МУЗ «Кизнерская ЦРБ».
Проведена инвентаризация оборудования в МУЗ «Кизнерская ЦРБ». На 01.08.2010г. – 84,8% оборудования имеет износ 75% и более %. В рамках реализации Программы планируется приобретение 2 единиц рентгеновского, 5 единиц эндоскопического, 2 единицы стерилизационного оборудования, а также оснащение хирургического отделения, кабинета функциональной диагностики, установка системы централизованной подачи кислорода к каждой койке в стационаре. С целью активизации профилактической работы, повышению % охвата профилактическими осмотрами жителей отдаленных сельских населенных пунктов планируется приобретение мобильного лечебно – профилактического модуля МЛПМ «Диагностика» на базе многосекционного изотермического фургона на автомобильном шасси. Остается приоритетным оказание помощи женщинам во время беременности, родов и послеродовом периоде и новорожденным. В этой связи в Программе заложено оборудование для родильного отделения и палаты новорожденных.
III. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение
Основной целью мероприятий по информатизации системы здравоохранения МО «Кизнерский район» является обеспечение эффективной информационной поддержки системы здравоохранения, граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания. Мероприятия по информатизации системы здравоохранения МО «Кизнерский район» включают: информатизацию деятельности медицинских учреждений, в том числе с целью ведения электронной медицинской карты - оснащение медицинских учреждений оборудованием; организация локальных вычислительных сетей и каналов связи, внедрение медицинских информационных систем, автоматизирующих ведение листов ожидания и запись на прием к медицинскому работнику, учет и анализ деятельности медицинских учреждений, оформление медицинской документации в электронном виде. ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения МО «Кизнерский район». Результатом производимых мероприятий должно стать создание регионального сегмента информационной системы, содержащей данные об оказанной медицинской помощи и ресурсном обеспечении здравоохранения, наполнение которого осуществляется медицинскими организациями на основании первичных данных. . IV. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
В Программе предусмотрено поэтапное внедрение стандартов медицинской помощи в 2011, 2012 году с учетом их приоритетности и возможностей применения в МО «Кизнерский район». Основным направлением внедрения стандартов медицинской помощи является обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями. Стандарты, предполагаемые к внедрению в 2011 и 2012 годах с указанием их стоимости и предполагаемых объемов медицинской помощи которая должна быть оказана по внедряемым стандартам. В рамках перехода с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи в рамках системы ОМС, МО «Кизнерский район» должен реализовать комплекс организационных мероприятий по подготовке и включению в тариф на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу. Внедрение полного тарифа оплаты медицинской помощи за счет средств системы обязательного медицинского страхования будет осуществляться с учетом необходимости выполнения стандартов оказания медицинской помощи, установленных Минздравсоцразвития России, а также на основе эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности. Кроме того, планируется включение в 2013 году скорой медицинской помощи в состав территориальной программы обязательного медицинского страхования, мероприятия по обеспечению сбалансированности объемов медицинской помощи по видам условиям ее оказания в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам МО «Кизнерский район» бесплатной медицинской помощи. В целях обеспечения доступности медицинской помощи в рамках указанного направления предусмотрены следующие мероприятия по обеспечению потребности в медицинском персонале с учетом объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам МО «Кизнерский район» бесплатной медицинской помощи: профессиональная подготовка и повышение квалификации медицинских работников; повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала. В связи с включением в национальный проект «Здоровье» новых мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи матерям и детям, в рамках Программы планируются в 2011 и 2012 годах проведение диспансеризации 14-летних подростков; Предусматриваются мероприятия по установлению дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам: - 2011 г. – 12200тыс.руб.; - 2012 г. – 12400тыс.руб. V. Система мероприятий по реализации Программы.
VI. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль хода ее выполнения
Ответственными за реализацию программы является Администрация МО «Кизнерскйи район» и МУЗ «Кизнерская ЦРБ» Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на модернизацию здравоохранения, осуществляется в пределах выделенных средств: Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых в форме субсидий бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию Программы, а также в рамках бюджетных ассигнований бюджета МО «Кизнерский раойн» и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, выделенных на эти цели. Средства, предоставленные на реализацию программ модернизации здравоохранения из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляются на совершенствование организации медицинской помощи по видам заболеваний, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования. В рамках видов медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета МО «Кизнерский раойн». В целях реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения и внедрение современных информационных систем в здравоохранение из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования передаются межбюджетные трансферты в бюджет МО «Кизнерский раойн». Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы устанавливается соответствующим нормативным актом МО «Кизнерский раойн».
VII. Финансовое обеспечение Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставленные бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию Программы, а также средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и бюджета МО «Кизнерский раойн»: Финансовое обеспечение программы должно быть предусмотрено в бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации, в бюджете ТФОМС. В случае принятия бюджета на один год, на 2012 год указываются бюджетные ассигнования, предусмотренные в финансовом плане, утвержденном в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение Программы включает бюджетные ассигнования бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования. Общий объем финансового обеспечения Программы в 2011, 2012 годах составит до 160,484 млн. рублей, в том числе: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – до _______ млн. рублей, из них:
в 2011 году до _____ млн. рублей, в 2012 году до _____ млн. рублей; средства муниципального бюджета МО «Кизнерский район» – ______ млн. рублей, из них: в 2011 году 178,66 млн. рублей, в 2012 году до 116,77 млн. рублей; средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования до 23,14 млн. рублей, из них: в 2011 году 11,57 млн. рублей, в 2012 году до 11,57 млн. рублей;
В 2011 году объем финансирования Программы составит – до 111,018 млн. рублей, в том числе: на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений до 109,668млн. рублей, из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – до _______ млн. рублей, средства МО «Кизнерский район» – 109,66 млн. рублей; средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования до _______ млн. рублей, на внедрение современных информационных систем в здравоохранение до 0,838 млн. рублей, из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – до _______ млн. рублей, средства бюджета МО «Кизнерский район» – _______ млн. рублей, средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования до _______ млн. рублей,
на внедрение стандартов оказания медицинской помощи до _______ млн. рублей, из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – до 0,542 млн. рублей, средства бюджета МО «Кизнерский раойн» – ______млн. рублей, средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования до _______ млн. рублей, В 2012 году объем финансирования Программы составит – до 49,436млн. рублей, в том числе: на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений до 47,774млн. рублей, из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – до _______ млн. рублей, средства МО «Кизнерский район» – ____млн. рублей; средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования до _______ млн. рублей, на внедрение современных информационных систем в здравоохранение до 0,910млн. рублей, из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – до _______ млн. рублей, средства бюджета МО «Кизнерский район» – ____млн. рублей, средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования до _______ млн. рублей, Объемы бюджетных ассигнований субъекта Российской Федерации, направляемые на финансирование Программы, не включают в себя бюджетные ассигнования, направляемые на финансирование иных программ в сфере здравоохранения в 2011-2012 годах, осуществляемое с учетом субсидий из федерального бюджета.
Распределение объемов финансирования приводится по направлениям реализации Программы. При этом, субъекту Российской Федерации следует обосновать общий размер расходов на Программу с учетом анализа расходов по объектам (учреждениям здравоохранения), основным мероприятиям и задачам, а также источникам финансового обеспечения.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность Программы оценивается на основе анализа достижения целевых значений показателей результативности, установленных паспортом Программы. Устанавливаются целевые значения индикаторов в результате реализации Программы в период 2011, 2012 годов в соответствии с данными, приведенными в приложении 2 к Программе. В результате реализации Программы в МО «Кизнерский раойн» должны быть осуществлено: приведение сети учреждений здравоохранения района в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи с учетом сбалансированности территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам МО «Кизнерский раойн» бесплатной медицинской помощи по видам и условиям оказания медицинской помощи; внедрение полного тарифа оплаты медицинской помощи за счет средств системы обязательного медицинского страхования с учетом внедряемых в 2011, 2012 гг. стандартов оказания медицинской помощи; внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности; введение персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на ее оказание; обеспечение принципа экстерриториальности, т.е. доступности медицинских услуг для всех граждан независимо от места жительства. Файл: Загрузить |